Палехский иконостас: Мастерская «Палехский иконостас» – Создание интерьеров храмов, написание икон, создание иконостасов

Содержание

Мастерская «Палехский иконостас» – Создание интерьеров храмов, написание икон, создание иконостасов

Мастерская «Палехский Иконостас» основана в Палехе 10 августа 1996 года палехскими художниками Влезько Анатолием и Федоровым Юрием. Начинали дело с нуля: не было ни опыта, ни базы, ни капиталов. Единственное и самое главное — большое желание и вера. Вначале в Мастерской было всего 6 человек.

Первые два иконостаса были изготовлены в гараже собственного дома. По крупицам собирали материал, учились на собственном и чужом опыте, использовали оправдавший себя веками в иконописных артелях Святой Руси способ обучения — от мастера к ученику. Постепенно мастерская расширялась: приходили мастера, строились рабочие помещения, приобреталось оборудование и инструмент.

Сегодня «Палехский Иконостас» — это более двухсот созданных иконостасов, множество расписанных храмов по всей России и за рубежом, а также 150 сотрудников — иконописцев и архитекторов, резчиков и позолотчиков, технологов и столяров. Три производственных цеха, занимающих более 5000 кв. метров. Масштабное производство и четко работающий, слаженный коллектив позволяют нам качественно и в сжатые сроки выполнять большие и малые проекты.

За годы своего существования наш коллектив стал единой семьей, в нем сложились свои традиции, главная из которых – делать все по совести, понимая меру ответственности перед Богом и людьми, которые придут молиться в храм. Современная жизнь непроста, часто возникают различные трудности и ограничения, в том числе и финансовые, но они не меняют наше отношение к любимому делу и качеству работы. Пройдут годы, обстоятельства забудутся, а иконостасы и росписи останутся на суд Божий и человеческий, и, взирая на них, потомки помянут их создателей добрым или суровым словом.

Мастерская «Палехский Иконостас» прошла большой путь: от семейной мастерской, располагавшейся в собственном доме – до градообразующего предприятия Палеха и одного из известнейших производителей церковного убранства в России.

24 года работы мастерской «Палехский Иконостас» – это годы развития, роста и самовоспитания. Мы постоянно учимся, знакомимся с древними образцами, совершенствуем технологии. Сегодня мы не только изготавливаем иконостасы, но и создаем храмовые интерьеры комплексно. Выполняя проект в целом, мы ставим перед собой, прежде всего, задачу смыслового наполнения литургического пространства, добиваемся единого стилистического решения, которое включает в себя и иконостас, и систему росписей стен, и рисунок полов, утварь, осветительные приборы, и весь декор храма.

Как Божий мир многогранен и бесконечен в своем разнообразии, так и образ каждого храма неповторим. Поэтому каждый новый иконостас, изготовленный в мастерской «Палехский Иконостас», не похож на предыдущий. Образ и стиль алтарной преграды создается индивидуально, с учетом архитектуры храма и пожеланий заказчика. Сложный процесс создания иконостаса начинается с разработки его образа. Здесь важно чувство стиля, знание особенностей дела и творческий подход. Именно поэтому каждый из проектов получается уникальным, носит отпечаток индивидуальности, воплощая замысел архитекторов и художников. Они разрабатывают эскизы и чертежи проекта, создают рисунки орнаментов будущей резьбы. Все элементы декора иконостаса изготавливаются резчиками по дереву, каждый завиток сложного орнамента вырезается вручную. Потом начинается самая тонкая, филигранная работа. На резьбу, предварительно покрытую специальным составом, наносятся тонкие листы сусального золота. Работа позолотчика похожа на таинство: осторожный взмах широкой беличьей кисти, и завитки резного орнамента оживают прямо под рукой, загораясь на свету золотыми бликами. Наверное, в этом и заключается один из секретов уюта храмового интерьера: там все хранит живое тепло человеческих рук. В работе используем натуральные материалы: липа – классический материал для создания иконостасов, но применяем и ценные породы: дуб, бук, красное дерево. Преимущество деревянного иконостаса – в особой теплоте, мягкости, ощущении намоленности, традиционности. И – ничто не может заменить неповторимого запаха дерева.

Важно, что в мастерской трудятся мастера различных направлений: как те, кто выполняет основу иконостаса, так и иконописцы. Благодаря этому образа и их обрамление составляют гармоничное целое.

Прежде чем иконная доска попадает к художникам, на нее наносится льняная паволока и слои левкаса – особого грунта. Затем каждый слой левкаса тщательно шлифуется, чтобы поверхность будущей иконы была идеально гладкой. Все делается вручную, с заботой о качестве.

Иконы пишем темперой или маслом, в древнерусском и академическом стилях. Фон иконы может быть выполнен золотом или в цвете, но особо торжественно и богато смотрятся иконы с тиснением по левкасу — так называемой чеканкой. Стенные росписи выполняем в соответствии с общей стилистикой и убранством храма, используя акриловые, силикатные и масляные краски.

Итог труда всего коллектива мастерской — монтаж иконостаса на месте. Все создаваемые нами иконостасы представляют собой самонесущую конструкцию. Это позволяет изготавливать их в мастерской и уже собранными монтировать в храме, сокращая время установки до двух-трех дней. Невозможно представить радость прихожан, когда чудесным образом в считанные дни в храме появляется поражающий своей красотой и великолепием новый иконостас.

Все, что Божественный Промысл доверил нам исполнить, создано благодаря профессиональному сплоченному коллективу мастерской «Палехский Иконостас», а также нашим партнерам, друзьям – тем, кто нас поддерживает, и нашим заказчикам, со многими из которых мы сотрудничаем уже очень давно, выполняя для них целую череду работ. Мы благодарны всем за доверие. Слава Богу за все и спасибо всем, кто прошел этот путь вместе с нами: архиереям, благословлявшим наши труды, и настоятелям храмов, в которых нам довелось потрудиться, заказчикам – благосклонным и взыскательным. Вашими молитвами Господь помогал и помогает нам в деле, на которое Он призвал нас!

А тем, кто еще не знаком с нами, мы говорим: будем знакомы и приглашаем к соработничеству!

Один день в мастерской «Палехский иконостас». Фоторепортаж

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

В 1924 году в городе Палех Ивановской области основали Палехская артель древней живописи. О том, как делают иконостасы, читайте и смотрите в материале Владимира Ештокина и Константина Мацана.

Что такое «хаканье»? Кто такие «личники» и чем они отличаются от «доличников»? Как на самом деле выглядит сусальное золото и что делает иконостас настоящим? Об этом и многом другом корреспондент «Фомы» узнал, когда провел один день в городе Палех с сотрудниками мастерской «Палехский иконостас».

В седле

— Джип?!

Я искренне удивился. Большая серая иномарка совсем не вписывалась в уютный деревенский пейзаж поселка Палех. Душистый воздух, комары, низкие деревянные заборы, ни одной многоэтажки — и вдруг такой привет из мегаполиса…

Вообще-то самый популярный транспорт в Палехе — велосипеды. Они тут в основном еще советские, ритмично поскрипывающие, с тонкими рамами и колесами. Старичок в потертом пиджаке, трениках и домашних тапочках и бабушка с авоськой — даже эти палешане прекрасно чувствуют себя в седле, не говоря уж о молодежи. Оно и понятно: город маленький, его и пешком-то можно за полчаса пересечь, а если на машине, то за несколько минут.

Оказалось, что для хозяина этого джипа автомобиль — не роскошь, а необходимость. Анатолий Владимирович Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас», без остановок колесит по стране: его иконостасы стоят в храмах Минска, Москвы, Коломны, Нижнего Новгорода, Сарова, Ульяновска. За четырнадцать лет существования мастерской в ней разработали, построили и установили в храмах почти девяносто иконостасов. Это немало — учитывая то, что в мастерской не готовят типовых проектов «конвейером».

— Мы едем в храм, делаем замеры, параллельно изучаем архитектуру и историю храма, учитываем все, вплоть до того, как проходят батареи и вентиляция. Потом разрабатываем в деталях и до мелочей эскиз иконостаса, включая узор резьбы, и согласовываем с настоятелем храма, — рассказывает Анатолий Владимирович.

— И неужели ни разу не повторялись?

— Ни разу. Хотя сейчас в некоторых случаях мы предлагаем заказчикам использовать не новые, а уже созданные составные элементы: в этом случае и конечная цена иконостаса ниже. Это для многих важно, не все же могут позволить себе дорогой заказ…

Любой иконостас состоит из трех частей: собственно деревянное основание, резьба и иконы. Вот и курсирует Анатолий Владимирович в течение рабочего дня между тремя точками производства.

Руководитель мастерской Анатолий Влезько: «Когда освящают сделанный тобой иконостас, это огромная радость».

 

Работа над новым проектом в мастерской начинается с молебна.

Девять метров по горизонтали

Около входа в огромный ангар аккуратно сложены длинные доски. Видимо, недавно привезли. Из ангара доносится жужжание — работает техника. Внутри в воздухе стоит деревянная пыль, а пол густо усыпан стружкой. Посередине ангара лежит собранная деревянная конструкция, вокруг которой ходят рабочие с молотками и дрелями. Подумать только: через некоторое время эта конструкция «обрастет» резьбой, на месте пустот появятся иконы, а в самом центре — Царские врата, через которые смогут проходить только диаконы и священники…

В горизонтальном положении остов иконостаса кажется огромным.

— Девять метров. Небольшой, — комментирует Анатолий Владимирович.

Рядом я увидел нечто напоминающее небольшую беседку — метра два на два, в человеческий рост. Оказалось, это называется «сень». В нее должны будут поместить киот с чудотворной Жадовской иконой Божией Матери. Это заказ Жадовской пустыни в Ульяновске.

— Сама икона — старая и незатейливая, — говорит руководитель мастерской, — поэтому и киот для нее мы делаем очень простой. А вот сень строим роскошную, чтобы выразить то, как почитаем этот чудотворный образ.

Мастерская — самый крупный работодатель в Палехском районе. Здесь работают в основном жители окрестных деревень, около ста пятидесяти человек.

 

 

 

В алтарь с бутербродом

Потратив две минуты на дорогу, мы подъехали к другому ангару, цеху токарных работ. Внешне тут все было почти так же — шум, пыль, стружка. Только детали более мелкие. Здесь деревяшки превращались в заготовку изящной резьбы.

Анатолий Владимирович пожал руку каждому рабочему. В «Палехском иконостасе» работают в основном жители окрестных деревень, около ста пятидесяти человек. В этом плане мастерская — самый крупный работодатель в Палехском районе.

— Люди работают над иконостасом. Им вообще важно, что они делают его для храма? — спросил я Анатолия Владимировича.

— Разные есть люди. Однажды мы устанавливали иконостас, и один наш рабочий зашел в алтарь с бутербродом. Старосту чуть удар не хватил, ругаться начал. А этот рабочий просто не знал, что нельзя! Нецерковный человек был. Теперь вот узнал. В этом плане работа в нашей мастерской волей-неволей сотрудников просвещает…

…Через некоторое время деревянная конструкция «обрастет» резьбой, на месте пустот появятся иконы.

Медленно, сантиметр за сантиметром, изделие превращается из деревянного в золотое.

 

 Хаканье, или защита от бабушек

У крыльца большого трехэтажного здания стояли велосипеды. Здесь штаб-квартира мастерской, цех иконописи и множество других цехов: сюда из предыдущего ангара попадает необтесанная деревянная заготовка, которая вскоре чудесным образом превратится в золотую.

— Что это Вы делаете? — спросил я девушку в цехе золочения.

— Хакаю…

Неблагозвучное слово «хакать» означает горячий выдох: это как зимой дуть на руки, чтобы их согреть. Получается очень похоже на «хххааа». Перед тем как положить кусочек сусального золота на покрытую лаком деревянную фигуру, девушка наклонялась к самому изделию и «хакала» на то место, которое собиралась золотить.

Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу и хранится в виде листов размером с человеческую ладонь. Каждый лист девушка на моих глазах делила на несколько еще более маленьких кусочков, подцепляя один за другим кисточкой. Медленно, сантиметр за сантиметром, изделие превращалось из деревянного в золотое.

Есть и другой способ позолотить дерево. Деталь сначала покрывают серебром, а потом накладывают специальный лак, который имитирует цвет золота. Лак может быть разных оттенков — тогда и золото будет темнее или светлее. Но эта технология — более дорогая.

— Зачем же она тогда нужна, если это не золочение, а лишь имитация? — удивился я.

— Грубо говоря, это защита от церковных бабушек, — ответил Анатолий Владимирович. — Они обычно орудуют тряпками так усердно, что стирают сусальное золото до самого дерева. А лак, который нанесен на серебро, не сотрешь.

 

Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу, поэтому с ним работают кисточкой.

«Личники» и «доличники»

Городские экскурсоводы рассказывают, что в иконописи жители Палеха начали преуспевать еще в XVII веке. Объяснить это можно тем, что город стоял вдали от больших дорог, новые веяния доходили сюда неспешно, в палешанах сам собой культивировался маниакальный консерватизм — и потому такое традиционное искусство, как иконопись, развивалось успешно.

Впрочем, накануне революции здесь появились мастера, которые осваивали новые темы в лаковой миниатюре. После революции палешанам уже ничего не оставалось, как искать иное применение своему ремеслу. Так постепенно стали появляться знаменитые расписанные шкатулки, броши, марочницы и табакерки — именно они и прославили Палех на весь мир. Школу палехской иконописи (слово иконопись, конечно же, не упоминалось) советская власть поддержала: лаковая миниатюра ценилась в Европе и приносила новому государству стабильный валютный доход. Только концепция управления промыслом была предложена новая. В частности, мастерам выдвинули требование сохранить художественный метод, но изменить тематику живописи в соответствии с существующей идеологией…

Но это все в прошлом. Сейчас, когда заходишь в цех иконописи, становится очевидно, что люди здесь занимаются делом церковным и богоугодным. В просторной светлой комнате за широкими столами работают двадцать пять художников. В основном это женщины. (Они в платках и длинных юбках, хотя никакой официальной инструкции, предписывающей соответствующий дресс-код, не существует). А вот мужичин всего трое. Как говорят, мужчины-художники предпочитают на заработки уезжать в другие города, а женщины остаются в Палехе с семьями.

Все художники здесь — выпускники Палехского художественного училища. Кстати, именно там Анатолий Владимирович Влезько познакомился со своей будущей супругой Натальей. Сегодня она — руководитель цеха иконописи мастерской «Палехский иконостас».

Я понаблюдал за работой. Иконы, написанные наполовину, выглядели более чем необычно: на них было прорисовано все, кроме открытых частей тела — лиц и рук, на месте которых оставались пустоты.

— Дело в том, что разные части иконы пишут разные художники, — объяснила Наталья, заметив мое недоумение.  — «Доличники» пишут все, что до лица. Лица рисуют «личники». Их труд более квалифицированный и выше оплачивается. Таких художников в нашей мастерской всего трое.

 

Разные части иконы пишут разные художники. «Доличники» пишут все, что до лица. Лица рисуют «личники».

К этой внутренней терминологии быстро привыкаешь, потому что звучит она очень часто. При мне Наталья по телефону разговаривала с каким-то заказчиком:

— Не переживайте, к Вам приедет наш личник и все, что нужно, сделает…

Услышав разговор, Анатолий Владимирович поинтересовался, что случилось. Наталья ответила:

— Мы одного местночтимого святого изобразили темноволосым, а батюшка настаивает, что он должен быть седым.

— Ничего страшного, исправим, — согласился Анатолий Владимирович.

Мастерская «Палехский иконостас» начиналась как семейное предприятие. Под производство был выделен подвал собственного дома, а бухгалтерия располагалась в котельной.

— Сегодня мастерская разрослась, и нам, конечно же, немного не хватает семейности, — говорит руководитель. — Очень хочется, чтобы люди не только работали за зарплату, но еще и ощущали свою причастность к общему важному делу.

Вдруг Анатолий Владимирович о чем-то задумывается и добавляет:

— Понимаете, когда освящают сделанный тобой иконостас, это огромная радость. Смотришь на него — и узнаешь в нем каждый узор, каждую деталь. А потом бывает, через несколько лет приезжаешь в храм — и уже не узнаешь. Иконостас как будто становится другим. Цвет тот же, орнамент тот же — но что-то новое в нем появляется. И вот тогда понимаешь: «святым» иконостас делаешь не ты, а люди, которые потом перед ним молятся…

Один из самых памятных заказов мастерской — иконостас в храме преподобного Серафима Саровского в г. Саров.

 

Фотография предоставлена мастерской «Палехский иконостас»

фото Владимира Ештокина

Палех – Минску. В мастерской «Палехский иконостас» заканчивается создание резного иконостаса для храма Всех святых в столице Беларуси.

Работа над проектом, который вот уже в течение трех лет курирует Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, подходит к концу, в начале октября в минском храме Всех святых пройдут первые службы. А пока мастера из всемирно известного российского центра иконописи трудятся в белорусской столице вахтовым методом. Они украшают придел храма, названный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, применяя для росписи технику стенной живописи по сухой штукатурке. В Предтеченском приделе скоро появится и алтарная перегородка из красного африканского дерева, а также иконы, написанные в традициях палехской живописи XV–XVII веков, деревянные киоты и различная резная утварь. Все они будут выполнены в едином тябловом стиле, то есть украшены плоской резьбой.
Иконостас – основная деталь храмового интерьера. Поэтому палешане не делают типовых проектов и никогда не повторяются. С самого начала разработки ими учитывалась архитектура храма, время его постройки, особенности внутреннего строения церкви и алтарной стены. Детали резного декора выполняются по оригинальным, специально разработанным картонам из массива дерева, а не из гипсовой отливки по существующим формам. Не стали экономить заказчики и на придании готовому изделию блеска. На золочение иконостаса ушло 100 страничек сусального золота, что равняется 140 граммам чистого драгметалла.
Около полугода понадобилось мастерам для того, чтобы вырезать и расписать иконостас площадью более 60 квадратных метров. Каждая деталь в нем отвечает самым высоким художественным требованиям. Мастерская «Палехский иконостас» основана в Палехе в августе 1996 года палехскими художниками Анатолием Влезько и Юрием Федоровым. Ими создано уже около 90 иконостасов. Работы палешан украшают храмы в Сарове, Москве и Подмосковье, в Мордовии, Чувашии и Татарии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Палехские иконописцы расписывают храмы Астрахани и Пермского края

Специалисты художественно-производственной мастерской «Палехский Иконостас» возобновили выездную роспись: сейчас девять мастеров занимаются сборкой и установкой двух иконостасов в храме Святой Живоначальной Троицы в Астрахани, 50 иконописцев приступили к росписи сводов Никольского храма в Пермском крае. Об этом сообщает сайт администрации Палехского района.

«Прошлым летом наши сотрудники за пределы области не выезжали из-за ковид-ограничений. Сейчас мы вновь расписываем храмы по всей России и за ее пределами. Заказы есть, в том числе на перспективу», – рассказала Известно.ру руководитель коммерческого отдела «Палехского Иконостаса» Ольга Бовтюнь.

По ее словам, работы в Астрахани длятся уже на протяжении трех лет и сейчас вышли на финальную стадию: в храм Святой Живоначальной Троицы из Палеха мастера привезли два иконостаса – столяры сделали их из ясеня и трудились над ними полгода. Обе конструкции исполнены в греческой традиции. До конца ноября из Палеха в Астрахань мастера привезут еще четыре иконостаса.

В Пермском крае палехские иконописцы сейчас расписывают своды Никольского храма. Используют специальные акриловые краски и сусальное золото. Планируется, что работы продолжатся в течение года. Как сообщает Соликамская епархия на своей странице в «ВКонтакте», роспись храма – это очередной этап работ, которые идут при финансовой поддержке и под контролем компании ПАО «Уралкалий».

Известно.ру писал, что на днях палешанин Андрей Арапов стал заслуженным художником РФ. А международное издание о мировых новостях искусства «The art newspaper» опубликовало материал о Палехе «Палехская аномалия: город художников переживает расцвет». Автор текста сделала акцент на культурно-туристическом подъеме Палеха в последние три года.

Как делают иконостасы / Православие.Ru

ФОТОРЕПОРТАЖ из Палеха

5 декабря 2014 года Палех празднует 90-летие своей знаменитой на весь мир лаковой миниатюры: отсчет ведется с 5 декабря 1924 года, когда миниатюрист И.И. Голиков, основоположник «палехского стиля», и его единомышленники объединились в Артель древней живописи. Однако художественные традиции Палеха насчитывают не одно столетие: еще в допетровские времена Палех славился своими иконописцами и мастерами по фрескам. И сегодня в Палехе живут и творят не только миниатюристы, но и иконописцы, скульпторы, резчики… Предлагаем вместе с фотохудожником Владимиром Ештокиным заглянуть в одну из палехских мастерских. Иконостас – важная часть интерьера храма. Появление иконостаса в православном храме связано с необходимостью отделить алтарь от всего остального храма, где стоят прихожане, специальной алтарной преградой. Такое условное разграничение символизирует разделение Божественного и земного начал. В принципе, иконостас – это особенность русских православных церквей, хотя сама идея его пришла к нам из византийской традиции. Но только на Руси иконостасы стали такими, какими мы привыкли их видеть.

Секретами создания иконостаса делится руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько: – Рождение иконостаса начинается с… идеи. В результате мозгового штурма после тщательного анализа всех условий появляются несколько вариантов и из них выбирается единственный, которому надлежит стать рабочим. После этого готовится эскизный проект, и начинается работа. На основании эскизного проекта архитекторы разрабатывают рабочие чертежи, художники прорабатывают оформление иконостаса – резьбу, расположение икон и так далее. В процессе проектирования активно используются компьютерное моделирование и 3D-технологии.

Одновременно начинаются работы на производстве. Из такого кругляка делают иконостасы. «Тело» делают из сосны, иконные доски, резьбу и прочие украшения – из липы. Хотя по желанию заказчика это может быть и дуб, и красное дерево, и вообще что угодно. После распиловки дерево сушат не менее месяца (чем дольше, тем лучше).

После этого приступают непосредственно к изготовлению. Начинают собирать «тело» иконостаса, готовят иконные доски и заготовки под резьбу.

Иконные доски левкасят и отправляют к иконописцам.

Из технического пластилина делают элементы декора.

На основании этих заготовок из пластика отливают специальные формы, по которым с помощью копировальных станков вырезают этот самый декор – резьбу иконостаса. Это делается для того, чтобы избавить резчиков от рутинной, большой по объему работы.

Подготовленные таким образом заготовки резчики доводят до ума и отправляют на шлифовку–покраску–золочение.

А в иконописной мастерской пишут иконы. Когда все составляющие будущего иконостаса готовы, его собирают для проверки на готовность, после чего отправляют в храм.

Музей иконы – Государственный музей Палехского искусства

5 декабря 2014 года состоялось открытие нового музейно-выставочного комплекса. Весьма внушительное для Палеха сооружение сразу стало яркой декоративной доминантой окружающей  застройки центральной части села. Здание вполне органично соседствует и с деревянными постройками и с главной святыней Палеха – Крестовоздвиженским храмом. Государственный музей палехского искусства впервые получил возможность полно и широко представить своё уникальное иконописное собрание, значительную часть которого составляют произведения местных мастеров.

На первом этаже находится выставочный зал и художественный салон.

Иконы известных иконописных центров, находящиеся в экспозиции,  – результат собирательской деятельности палешан, которая активно велась ещё в XVIII веке. Согласно преданию, в местном Крестовоздвиженском храме находилось множество икон, привезённых «из пределов Новгородских, Вологодских, Архангельских, где Палеховские иконописцы занимались работами в XVIII столетии…». Останки князей Палецких, бывших владельцев Палеха, покоятся в Кирилло-Белозерском монастыре. Вероятно, это имеет какое-то отношение к тому факту, что палешане столь часто посещали Вологодские земли. Оттуда и была привезена большая часть древних икон. Одна из них – Спас Нерукотворный – стала неотъемлемой частью Акафиста Спасителю, самого известного произведения палехских иконописцев.

Значительное количество поволжских и, прежде всего, костромских икон в Палехе можно объяснить деловыми связями с этими территориями. Среди владельцев Палеха представители костромского дворянства Карцовы,  Грязевы, Леонтьевы. Особо почитали в Палехе икону «Св. Илья Пророк с житием и огненным восхождением». Местные иконописцы её неоднократно поновляли, а потом и вовсе стали считать своей работой. Традиции ярославской школы  XVII века представлены иконой «Ярославские святые», на которой изображён князь Можайский, Смоленский и Ярославский Фёдор Ростиславович со своими сыновьями Давидом и Константином.

Коллекция древнерусской живописи  пополнялась за счёт икон закрываемых на территории Палехского района храмов, а также в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Так в музейной коллекции оказались самые древние произведения, в которых прослеживаются традиции ростово-суздальского иконописания: Николай Чудотворец с житием конца XIV века и Благовещение начала XV века.

Поклонный Крест-Распятие XVII в. попал в музейную коллекцию из старообрядческой церкви. Фигуры вырезаны в плоском рельефе. На тыльной стороне креста сохранились остатки росписи с орудиями Страстей Господних. В Государственном музее палехского искусства хранится несколько икон, датируемых второй половиной XVII века. Все они предназначены для праздничных и деисусных чинов иконостасов и поступили в музейную коллекцию в 1930-годы из разрушенных окрестных церквей и часовен. Иконы московских митрополитов, Богоматери и Иоанна Предтечи, Успение Богоматери обнаруживают некоторые сходные черты, что позволяет объединить их в группу памятников, имеющих северное происхождение. На одеждах святых встречается крупный растительный орнамент. Красочная палитра тяготеет к тёмным и тусклым сочетаниям, в которых преобладают оттенки охр.

Уникальное собрание древних  икон стало настоящей школой мастерства, эталоном художественного вкуса для многих палешан. Изучая на практике знаменитые школы древнерусской живописи, палехские мастера создавали свою собственную манеру. В стилистике палехских икон,  в их тематике и иконографии получили отражение традиции Москвы,  Поволжья и тех северных земель, которые находились в сфере влияния столичных иконописцев.

К середине XVIII столетия определились приоритеты в иконописи Палеха, сформировались стилистические особенности  палехской иконы. К этому времени палешане становятся признанными мастерами сложных многофигурных композиций и знатоками редких иконографических изводов.  Тематика многих палехских икон имеет отношение к церковным песнопениям и  отражает особенности интонационного  склада культовой музыки, что объясняется  развитостью песенных, фольклорных традиций в патриархальной среде старинного иконописного промысла. В иконописи Палеха нередки сюжеты, иллюстрирующие  акафисты, литургические гимны и песнопения Великого поста с их догматизирующим началом и усложнённой символикой, такие как  «О Тебе радуется», «Достойно есть», «Не рыдай Мене, Мати», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Хвалите Господа с небес».

Эталоном палехского стиля принято считать икону «Акафист Спасителю», созданную для иконостаса Казанского придела Крестовоздвиженского храма в Палехе, который был открыт и освящён в 1774 году. Это подлинный шедевр местной художественной традиции, достойный лучших образцов русской религиозной живописи.  Легко и непринуждённо автор «Акафиста Спасителю»  кистью намечает причудливые формы горок,  пишет фантастические травы и деревья, шпили и башенки. Сложные архитектурные декорации с притенёнными белильными узорами, представленные то в ракурсе, то фронтально, высоко поднимающиеся плавными уступами с мягкими изгибами горки,  станут визитной карточкой традиционной палехской иконы. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» была написана палехскими мастерами по образцу акафистов Спасителю и Богоматери. В Палехе её всегда называли «Акафист Николе», под таким же названием описал икону А.В.Бакушинский в книге «Искусство Палеха». Образный строй иконы придаёт ей сходство с произведениями палешан, созданными на основе гимнической поэзии. Среди 38 клейм  доминирует композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа», названная словами песнопения, написанного Иоанном Дамаскиным.  По своим размерам клеймо, расположенное над средником,  превосходит не только прочие клейма, но и сам средник с ликом Николы. Многоярусная композиция  симметрична и представляет святых в похвальном предстоянии.

Во второй половине XVIII столетия  окончательно  определились характерные черты   палехской иконописи.  Одна из них – личное  письмо  тонкими многослойными плавями.  Палешане не стремились к «живоподобию» ликов, отчего святые на иконах казались  похожими друг на друга и различались лишь возрастными характеристиками.

Под влиянием западной живописи в русской провинциальной иконописи родился «фряжский» стиль, приверженцев которого было много и в Палехе. Фряжская манера подразумевает особые приёмы в изображении пространства, пейзажа и архитектуры. Голубой цвет с тональной нюансировкой воспринимается на палехских иконах не как фон, а как единая пространственная среда, в которую погружаются предметы и фигуры. Пейзаж приобретает более  мягкие формы, без вздыбленных горок с «пяточками» и «лещадками». Это направление представляет икона Ильи Балякина «Не рыдай мене, Мати». Она выполнена в 1769 году для местного Крестовоздвиженского храма. Наряду с заимствованиями новых идей из произведений западноевропейского искусства, Илья Балякин применяет и традиционные иконописные приёмы в личном письме, в колористическом решении, в наложении золотых пробелов. Соединение фряжской манеры и позднестрогановской иконы станет той основой, на которой будут формироваться традиции палехского искусства.

В начале  XIX века в палехской иконописи активно формируется традиция небольшой многоклеймовой иконы с  многофигурным средником. Основными сюжетами становятся жития святых, двунадесятые праздники, минеи. В клеймах как правило изображаются основные христианские праздники, в среднике многоярусная композиция – Воскресение-Сошествие во ад. Столь же многочисленны в иконописи Палеха иконы-календари, называемые минеями. Подобные иконы-миниатюры оказались не столь подвержены влиянию быстро меняющихся вкусов, в них палешане использовали устоявшиеся композиционные схемы, более традиционные формы архитектуры, пейзажа, доличного и личного письма.

Во второй трети XIX века в палехской иконописи даёт о себе знать такое явление как стилизация, которое в скором времени станет определяющим в жизни иконописного промысла. «Подстаринный»  стиль получил широкое распространение в софоновской иконописной мастерской. Софоновы и их мастера отдавали предпочтение московско-строгановской традиции конца XVI – нач. XVII века.

После отмены крепостного права многие иконописцы навсегда уехали из Палеха, открыли собственное дело в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве наиболее авторитетными считались иконописные мастерские М.А.Рогошкина, А.А.Глазунова, И.Ф.Ерзунова, П.М.Соколова, в Петербурге – В.М.Юдина и А.Е. Одинцова.

В середине XIX века на палехскую икону значительное влияние оказала деятельность петербургской иконописной мастерской, принадлежавшей тверскому иконописцу М.С.Пешехонову. Отличительной особенностью пешехоновской манеры был способ украшать иконы «цировкой», когда тонкой иглой проскребали густой слой краски до золотого фона, как в резцовой гравюре по металлу. С помощью этого приёма орнаментировали одежды святых, имитируя драгоценные ткани, шитые жемчугом и камнями. В пешехоновской мастерской, где работало много палешан, иконописцами Петром Ноговициным и  Ильёй Волковым для одного из иконостасов палехского Крестовоздвиженского храма в 1854 году написаны иконы «Богоматерь» и «Господь Вседержитель». Лики  исполнены в светотеневой манере под влиянием русской академической живописи. В этой же традиции написана икона «Александр Невский», посвящённая важному событию в жизни Российского государства – освобождению крестьян от крепостной зависимости.

В иконописном собрании Государственного музея палехского искусства более пятидесяти икон и двухсот рисунков имеют авторскую подпись или надпись, удостоверяющую их принадлежность тому или иному мастеру-иконописцу. Больше всего подписных икон принадлежит Василию Александровичу Хохлову. Одна из лучших его работ «Воскресение-Сошествие во ад», датируется 1894 годом. Такими же древними и многочисленными были иконописные роды  Кориных, Салапиных,  Салаутиных, Салабановых, Париловых, Белоусовых, не угаснувшими в Палехе и в XX веке. На тыльной стороне иконы «Богоматерь Корсунская» есть надпись, удостоверяющая авторство Михаила Владимировича Белоусова (1863-1921), сына Владимира Евграфовича, принимавшего участие  в росписи Грановитой палаты. После реставрации иконы видно, что образ был переписан фактически заново, так как от древней живописи XVII века сохранились лишь фрагменты лика Христа.

Палех стремился всё время  держаться немного особняком в бескрайнем море провинциальных икон. В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечался особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине XIX веке известный знаток древнерусской живописи, археолог и историк искусства Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), посетив Палех, назвал его  «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.

Крест-Распятие, XXII век Зал древнерусской живописи

Палех – история, достопримечательности, иконописцы, русская лаковая миниатюра

Палех – уютный поселок городского типа, расположившейся в Ивановской области. О точной дате возникновения исторического места до сих пор ходят споры. В летописях идет указание, что село появилось еще до 15 столетия. В 15 веке оно стало частью владимиро-суздальских земель. В 1852 году Иваном Грозным было написано завещание. Согласно ему, Палех стал принадлежать его сыну Иоанну.

В 1616 г. поселение перешло в пользование В.М. Острогубова. В знак благодарности за участие в польско-литовском восстании вскоре Палех перешел к Ивану Бутурлину. Позднее на земле построили деревянную церковь во имя Воздвижения Креста.

В 19 веке активно развивалось иконописание. Широкое распространение получили такие промыслы, как резьба по дереву, ткачество, вышивка, работа с овчиной. Мастера Палеха издревле славились неповторимым стилем. Их работы являлись утонченными, интересными, непохожими на другие.

У художников Палеха нередко заказывались самые главные объекты. Ими были расписаны стены Грановитой палаты, фрески в Кремле в Москве, украшен Новодевичий монастырь и Троице-Сергиевская Лавра и многие другие. Знаменитые современные иконописцы – Ева Ярушева, Юрий Петров, Гордеева Анна.

История возникновения Палеха основана на интересных фактах. Согласно приданию, когда-то татары полностью разгромили такие города, как Владимир и Суздаль. Из данных городов, спасаясь, бежали в леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. На месте леса они возвели дома и стали заниматься росписью икон. Именно так и образовалось название Палех.

Тут появилась знаменитая палехская миниатюра. Это тип живописи включает в себя коробки, портсигары, шкатулки и другие изделия из папье-маше, покрытые лаком. Преимущественно изображаются сюжеты бытового, фольклорного, исторического, характера. Художники создают разнообразные красивые рисунки на черном фоне. Изображения являются тонкими, имеют изящные линии. Преобладает золото, присутствуют элегантные узоры продолговатой формы.

Отдельного внимания заслуживают палехские иконы. Говорят, что они вызывали интерес у Гете. Кроме того, великолепными творениями местных иконописцев восхищались Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Горький. В 1924 г была создана «Артель древней живописи». Она получила высокую награду на выставке в Париже.

День города Палех отмечается 24 июня. Организуются масштабные гулянья, фестивали, выставки. Праздник всегда имеет насыщенную программу. Туристы стараются подгадать свой приезд именно к этой дате. Торжественное открытие праздника по традиции осуществляется на площадке Дома Культуры.

Как доехать?

Компания “Семейный чемодан” регулярно проводит поездки по городам Золотого Кольца России.

 

Рассматривая продукты творчества, созданные талантливыми мастерами, многие спрашивают вопрос о том, где находится Палех. Большинство гостей предпочитают добираться на личном автомобиле. Это удобно. Расстояние Москва-Палех составляет 400 километров. Движение будет осуществляться по трассе М7. Необходимо ехать через Владимир и Суздаль. Общая продолжительность пути – 6-6,5 часов.

До Палеха ежедневно курсирует автобус. Посадка выполняется с Щелковского вокзала Москвы. Остановка производится на станции Южа. Также есть автобусы, идущие Москва-Иваново. На конечной станции потребуется пересесть на автобус Иваново-Палех.

Имеется железнодорожное сообщение. В 75 километрах от поселения находится станция г. Шуя. Такое решение выбирают те, кто едет из Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода. Если вы держите путь из столицы, то подойдет поезд с таким направлением, как Москва-Кинешма, затем потребуется пересесть на автобус или воспользоваться услугами такси. Автобусы ходят часто, продолжительность пути – 1,5 часа.

Если хотите избежать дополнительных хлопот, то заказывайте экскурсию в Палех из Москвы и других городов. Поездка будет осуществляться на комфортабельном автобусе в сопровождении гида.

Гостиницы, рестораны, кафе

Гостиницы города предлагают хорошее обслуживание. Номерной фонд не богат, но можно подобрать вполне комфортные условия для отдыха. Повышенным спросом пользуются такие отели, как «Ковчег», «Палех», «Гранд Шуя». Что касается точек питания, то можно взять себе на заметку заведения «Гурман», «Сказка».

Достопримечательности

Провинциальное место славится красивыми пейзажами, удивительной историей появления, большим количеством творческих мастерских, памятниками архитектуры, святыми уголками. Приезжая сюда, каждый для себя непременно открывает что-то новое. Уютные, ухоженные улицы с тенистыми деревьями, золотые купола, поля, озера создают спокойную, расслабляющую атмосферу для отдыха. Это родина Жар-Птицы. На гербе, флаге поселка изображается птица.

Музеи

Государственный музей палехского искусства – это уникальное место, с которого можно начать свое путешествие по поселку. Галерея открылась в 1935 году. В главном зале вы сможете полюбоваться экспонатами, которые сделали место широко известным в России и за ее пределами. Русская иконопись представлена, как древними работами 18 столетия, так и современными произведениями. Есть экспозиция, посвящённая палехской лаковой миниатюре, созданной в различных отрезках времени. Экскурсовод расскажет о судьбе авторов, о тонкостях их творческого процесса. Отдельного внимания заслуживают шкатулки с сюжетами из русских сказок, и коллекция живописи прошедшего столетия. Музейный комплекс включает в себя мастерские Н.В. Дыдыкина, П.Д. Корина, И.И. Голикова, Н.М Зиновьева.

Дом – мастерская Дыдыкина – старинная галерея, которая посвящена творчеству талантливого скульптора. Тут вы увидите сотни уникальных творений автора. Среди них немало прототипов известных личностей. Складывается ощущение, что вы на мгновение погружаетесь в прошлое. Автор сам завещал все свои работы музею. Неподалеку от мастерской есть уютный, яблоневый сад. Растут пихты и ели, который посадил еще сам скульптор.

Дом – музей И.И. Голикова – галерея, открытая в 1968 году. Здесь трудился основатель лаковой миниатюры. Однако, его личные вещи не уцелели. Хранятся вещи, которые принадлежали Голикову лишь в одной комнате. Это рабочий стол, этажерка, кровать, кресла. В другой комнате вы сможете рассмотреть произведения художников послереволюционного периода. На стенах висят фотографии, иллюстрации старого города Палех.

Дом – музей П.Д. Корина выступает самым старым зданием комплекса. Оно построено еще в 1860 гг. Выставка открылась в 1974 году. На стенах комнат представлена древняя иконопись. Сохранилась мастерская автора – мольберт, этюды. В третьем зале хранятся эскизы, применяемые для благоустройства метрополитена. Кухня представлена в неизменном виде. Обстановка начала 19 столетия.

Дом – музей Н.М. Зиновьева состоит всего лишь из одной комнаты. Она выполняла роль творческой мастерской и спальни. Есть русская печь и кухня. Внешний декор здания оригинален. Резные оконные наличники, кольцо большой высоты. Напротив дома установлен колодец. Советский художник жил и родился здесь. В экспозиции представлены некоторые его творения, фотографии, книги, часть вещей.

Музей иконы – галерея, которая появилась в поселке недавно (2014 г). Она состоит из выставочного и художественного зала. На выставке представлено большое количество древних икон, которые попали сюда из различных точек страны. Преимущественно они привозились местными жителями. Некоторые экспонаты перенесли сюда из храмов и часовен, когда происходило их закрытие в советское время. Современники почерпнули немало опыта на древнем искусстве иконописи. Представлены работы Г.М. Мельникова. Они старались сохранить местный стиль ремесла.

Храмы

Крестовоздвиженская церковь является памятником архитектуры 18 века. Объект был построен в 1762 — 1774 гг. Строительство шло на деньги местных жителей. Помогали даже рядом расположенные деревни. Собор выполнен в стиле древнерусского зодчества 17 века. Церковь состоит из пяти глав, отличается богатым убранством. Колокольня оснащена папертью, которая по очертанию похожа на шатер. Позолоченный иконостас большой. Состоит из шести ярусов. Его роспись осуществлялась местными художниками. Использовался стиль рококо. В советский период здесь был музей палехского искусства. Поэтому, святыни удалось пережить разгром. В 2012 году обитель приобрела статус кафедрального собора.

Ильинская церковь построена в 1790 году. Собор долгое время находился при кладбище. Это здание использовалось долго, как небольшая церковь для местных жителей. По своему строению объект напоминает Крестовоздвиженский храм. Это скромное, кирпичное сооружение, оснащенное низкой шатровой колокольней. Оконные наличники выполнены под арочный мотив. Это памятник архитектуры. Об этом напоминает мемориальная доска, монтированная еще в 60-хх годах.

Знаменская церковь находится при въезде в село. Ее строительство осуществлялось в 1804 году. Сбор средств на постройку производился местным населением. Также активное участие принимал помещик П.Н. Бутурлин. Освещение выполнено в 1810 году. Святыня включает в себя три престола. Они освещены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святого Николая Чудотворца, Святой мученицы Параскевы Пятницы. Постройка характеризуется живописным окружением. Она прекрасно смотрится в общей панораме города, выступая главным акцентом.

Что посмотреть в Палехе за один день?

Прогулка по удивительному Палеху позволит насладиться в полной мере архитектурным наследием уникального места. В центре села вас встретит небольшой и уютный прудик. Если следовать далее по аллее, то перед вами откроется памятник Ленину. На улице людей почти нет. Вокруг царят тишина и гармония, даже слышно пение птиц. Пожалуй, это одно из самых лучших мест для того, чтобы отдохнуть от городской суеты.

Через реку Палешанка проходит мостик. Хочется остановиться здесь на какое-то мгновение, чтобы в полной мере насладиться окружающими красотами. Здесь тоже есть такая свадебная традиция, как вешать замок на мост. Примечательно, что дома из камня и дерева стоят в вперемешку друг с другом. От этого общая картина становится еще более загадочной.

Рекомендуется непременно заглянуть в сувенирную лавку для того, чтобы приобрести продукцию местных мастеров. В других местах маловероятно, что вы ее уже сможете найти. Остерегайтесь подделок. Палехское творчество высоко ценится, поэтому его часто копируют.

Шкатулки Палеха – самый часто приобретаемый товар. Востребованы изображения с темой сказки. Мастера иллюстрируют книги, создают изделия с разнообразными затейливыми рисунками. Изображаются сказки А.С. Пушкина, П.П. Бажова. Город художников знаменит сувенирами, изготовление которых осуществляется с применением старинных рецептов создания красок.

Краски состоят из природных материалов. Роспись производится тончайшими беличьими кистями. По окончании работы краска закрепляется лаком. На заключительном этапе поверхность обрабатывается золотом и серебром. В городе есть художественное училище, где подготавливаются мастера. Русская лаковая миниатюра славится необыкновенной сценической красотой.

На центральной улице находится настоящий сельский клуб. Это красивое, резное, деревянное здание, окрашенное в светло-серые тона. Висят объявления об организации рок-концертов. Это говорит о том, что в поселке много молодежи. Не лишены жители и спортивной жизни. Есть центральный стадион. Популярен футбол. Также можно увидеть здание центрального телеграфа.

Палехский дом ремесел является городским учреждением. Оно открылось в 1991 году. Здесь когда-то был дом Н.М. Сафонова. Это был владелец иконописной мастерской конца 19 столетия. В особняке есть отдельная комната, посвященная Сафонову. Вы сможете познакомиться с личными вещами, фотографиями.

Кроме того, в выставочном зале много работ местных древних художников и современных авторов. Для детей функционируют различные секции и кружки. При желании и взрослые смогут освоить азы древних ремесел. На территории периодически организуются зрелищные, театрализованные постановки.

Памятник погибшему солдату расположен в центральной части города. Обелиск монтирован в дань всех погибших воинов в Великой Отечественной Войне. Высота монумента достигает 14 метров. Композиция представлена фигурой солдата. В одной руке герой-воин держит меч. На нем одеты солдатские сапоги, пилотка и плащ. Советский солдат собрался на войну для защиты своей Родины. Перед памятником расположена имитация вечного огня. Каждый год, 9 мая, он зажигается.

Если продолжать дальше изучать окрестности, то можно увидеть заводы Палеха – «Агрокомплект», швейные фабрики, деревообрабатывающие предприятия. Загородом живописно. Прекрасное место для организации отдыха на природе.

Видео

легендарных русских миниатюр уменьшается перед лицом возрождения иконы

ПАЛЕХ, Россия — Когда-то давным-давно небольшое живописное русское село Палех снискало себе широкую известность благодаря изготовлению религиозных икон.

Затем однажды произошла революция, и ее приверженцы, ворча: «Нет бога», запретили такое искусство.

Сотни художников со временем научились вместо этого украшать лаковые шкатулки, рисуя сцены из русских сказок или романтизированные варианты деревенской жизни.

Эти изящные миниатюры снова прославили деревню, особенно после того, как иностранные коллекционеры потратили десятки тысяч долларов на покупку произведения искусства, которое считается исключительно русским.

Затем непостоянное колесо истории снова повернулось.

С распадом Советского Союза возрождение Русской Православной Церкви возродило иконопись. Это искусство миниатюры сейчас находится на грани исчезновения.

«Оно будет потеряно», — сказал 71-летний Евгений Сивяков, опытный художник-миниатюрист. «Сейчас пугающий период».

«Самое молодое поколение художников мало интересуется», — сказал он. «Все говорят о коммерции — какой смысл в разработке лаковых миниатюр, когда за иконы, за фрески платят хорошие деньги?»

Великолепные старинные иконы и миниатюры заполняют собрание Государственного музея искусств Палеха.На шкатулках изображены персонажи русских сказок — князья и принцессы, легендарная жар-птица и колдунья Баба Яга, заменяющие Деву Марию и святых. Четыре времени года были любимой темой, с бесчисленными тройками, мчащимися по заснеженным полям.

Каждая шкатулка из папье-маше, почерневшая от грязи реки Теза, представляет собой блеск тщательно продуманных деталей. Например, для рисования лиц художники обычно использовали кисть, состоящую из одного волоса из хвоста белки.

Яичная темперная краска придавала ящикам отполированный блеск, усиленный натиранием их костью.Кроме того, палехская традиция окантовывать золотом каждого человека, животное, а иногда и каждый лист, заставляла детали выделяться на черном фоне.

Например, на ящике с изображением урожая пшеницы каждая лопатка качается на ветру, а вытянутые фигуры трех крестьянок танцуют над полем, как балерины. Ослепительное сочетание цветов и сцен на некоторых более крупных предметах может показаться ярким.

В то время как сказки Александра Пушкина и традиционные народные сказки были постоянным явлением, некоторые коробки отражали время.Портреты Ленина уступили место Сталину, а затем — сценам Москвы 1950-х и 1960-х годов, включая станции метро и сталинские башни. Иногда в коробках 1990-х годов изображались гангстеры в спортивных костюмах.

До миниатюр иконопись Палеха относится к началу 16 века.

Этот регион, расположенный примерно в 220 милях к востоку от Москвы, служил важным торговым центром, привлекая общину старообрядцев, которые придерживались более традиционной формы русского православия. Они заказали так много религиозных икон, что это породило местную промышленность, укоренившуюся также в близлежащих деревнях Холуй и Мстера.

На протяжении веков старообрядцы придерживались традиций, заказывая оригинальные иконы, а не гравюры, — объясняет Михаил Борисович Печкин, историк искусства и миниатюрист из Холуя.

К моменту революции 1917 года в каждой деревне проживало около 300 иконописцев. Когда иконки были запрещены, они стали искать альтернативы, в том числе книжные иллюстрации и декорации.

Тогда художник Иван Иванович Голиков наткнулся на небольшую выставку в Москве, где представлены лаковые шкатулки с азиатской росписью XVIII века.В декабре 1924 года г-н Голиков основал в Палехе Мастерскую древнерусской живописи.

В советские годы ящики производил один коллектив.

Палех привлекал как российских, так и зарубежных посетителей. Практически каждый в Палехе скажет вам, что Советский Союз ежегодно зарабатывал около 1 миллиона долларов твердой валютой, что западные коллекционеры считали редкостью.

Лаковые коробки, как и все вещи после распада Советского Союза, пережили период анархии.Дешевые подделки наводнили рынок, и цены упали. Если лаковая коробка размером с коробку из-под обуви, на покраску которой требовался год, когда-то была продана за границу более чем за 40 000 долларов, сегодня та же самая коробка заработала бы около 5 000 долларов.

Что-то меньшее — например, футляр для очков — продается в музее Палеха за 121 доллар. Имитация в Москве стоит менее 5 долларов. Спрос на оригиналы резко упал. Мало кто из россиян может позволить себе такие цены, а иностранные коллекционеры вымерли.

Сергей Бобовников, торговец антиквариатом в Санкт-Петербурге.-Петербург, сказал, что в стране может быть 150 постоянных покупателей, причем антикварная вещь стоит от 350 до сотен тысяч долларов за оригинал, сделанный г-ном Голиковым или другими основателями палехской школы. «Они изобрели совершенно новый стиль», — сказал г-н Бобовников.

Из примерно 600 художников в Палехе, деревне с населением 4800 человек, только 15–20 сосредоточены на лаковых шкатулках.

Белая церковь с луковичным куполом, построенная примерно в 1774 году — центральный элемент многих миниатюр — возвышается над главной площадью Палеха.По предложению модного московского архитектурного бюро, которое проконсультировалось по поводу привлечения большего числа туристов, теперь церковь залита бледным светом. Пожилые жители воспротивились предложению убрать бюст Ленина с фасада.

Крепкие деревянные дома с окнами, обрамленными белыми имбирными пряниками, выстроились вдоль окрестных улиц.

Палехское художественное училище является сердцем общины.

Студенты четыре года учатся рисовать миниатюры и иконы. Из примерно 15 выпускников ежегодно большинство заканчивают тем, что украшают интерьеры церквей.Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл недавно заявил, что в России ежедневно открываются три новые церкви — это скорее заявление о государственном финансировании, чем о верующих.

Выпускники могут зарабатывать до 100 долларов в день, значительную оплату для сельских общин.

Живопись пронизывает Палех. Соседи, возделывающие замысловатые сады, окружающие многие деревянные коттеджи, будут обсуждать живопись через забор, а семейные обеды могут привести к спорам о различиях между искусством и народным искусством.

Живописные династии распространены. Нет ничего необычного в том, что три поколения, окончившие художественную школу, передают стиль и техники. Некоторые, например семья Кукулиевых, уходят еще дальше.

Нынешний патриарх Борис Николаевич Кукулиев, 83 года, и его жена Калерия Васильевна Кукулиева, 81 года, продолжают рисовать. Их сын, 53-летний Николай, пишет иконы на заказ, а их 48-летняя невестка Оксана создает лаковые миниатюры.

Их внучка, 28-летняя Полина, чьи иконописные предки насчитывают около 200 лет по линии бабушки, тоже окончила Палехское художественное училище и сначала пробовала свои силы в иконах, а затем в миниатюрах.Она находила стилистические традиции для икон слишком жесткими.

«Человек должен быть здесь, а голубь должен быть там», — сказала она, отметив, что с миниатюрами это было не намного свободнее. «Вы должны правильно раскрасить холмы, правильно нарисовать деревья».

Поэтому она решила рисовать акварелью, а иногда и церковные интерьеры, чтобы заработать деньги.

«Акварель дает мне много возможностей для самовыражения», — сказала она за чаем вместе с родителями за семейным обеденным столом.

Ее отец ерзал, пока она говорила. Ее родители, бабушка и дедушка оставили надежду на то, что акварель окажется мимолетным увлечением.

«Главное не в том, чтобы династия продолжалась после меня, а в том, чтобы человек был творческим», — сказал ее отец.

Хотя жители сетуют, что искусство миниатюры исчезает, они твердо верят, что творчество Палеха сохранится.

Перед распадом Советского Союза КГБ. Николай Кукулиев сказал, что у него есть офис в Палехе, потому что к нему приезжает очень много иностранцев.Один из последних командиров прибыл с нулевым интересом к искусству, но занялся фотографией, резьбой по дереву и, в конечном итоге, живописью.

На пенсии он недавно провел выставку живописи. «Творческая атмосфера здесь влияет на всех, — сказал г-н Кукулиев. «Этот парень был офицером, но цвел как дерево».

Домашний иконостас | Палехская иконописная мастерская Кузьменко и Лопатина

ENRU
Иконопись Партнеры Технологии О нас Контакты
  • Персонализированные значки
  • Храмовые иконы
  • Семейные иконы
  • Иконы кафедры
  • Иконы Пресвятой Богородицы
  • Измеряемые значки
  • Иконки путешествия
  • Домашний иконостас
  • Киоты

Домашний иконостас

© 2009-2019 Палехская иконописная мастерская Кузьменко и Лопатина

Телефон: +7 905 157-85-60, +7 920 671-23-65, +7 903 888-93-63

Иконописная мастерская «Палехский стиль» принимает заказы на иконостас, проект иконостаса, иконы для иконостаса.Доставка по Москве бесплатно

Иконостас — это большое сооружение, объединяющее несколько икон, составляющее их единое целое, поражающее своей красотой и мощью.

Иконописная мастерская «Палехский стиль» принимает заказы на изготовление любых иконостасов. Наша мастерская предлагает полный комплекс работ по созданию иконостаса от дизайна до монтажа.

Мы готовы разработать проект иконостаса любого размера по индивидуальному заказу, а также полностью создать его и установить.
Ансамбли иконостаса для храма или церкви, спроектированные специалистами-архитекторами с учетом особенностей постройки и расстановки фресок.

Здесь вы можете заказать небольшой иконостас для дома или скромного храма. Это может быть создание кинотеатра или небольшой ансамбль иконостаса.


Мастерская «Палехский стиль» также принимает заказы на реставрацию и реконструкцию иконостаса. Это может быть восстановление отдельных элементов иконостаса или полная реконструкция цикла иконостаса.

Чтобы купить или заказать икону в иконописной мастерской «Палехский стиль», вы можете написать письмо на наш электронный адрес [email protected] или позвонить нам: 8 910 993-49-25

Наши специалисты готовы проконсультировать вас и помочь сделать правильный выбор.

© 2018 Мастерская Палеха

+7 980 688-11-09, +7 910 993-49-25
Почта: [email protected]

В музее

попадаются редкие фестивальные иконы — Coulter01 — telegram.com

Музей русской иконы объявил о приобретении 12 фестивальных икон из иконостаса (стены икон, отделяющей неф от святилища в церкви), единственной в своем роде экспозиции в Соединенных Штатах.Считается, что 12 фестивальных икон были из Псковской области, города к юго-юго-западу от Санкт-Петербурга. По словам Александра Гасселя, первого резидента музея, иконы, скорее всего, находятся за пределами главного города, они датируются 17 веком, серединой 1650-х годов и находятся в своем первоначальном состоянии.

Фестивальный ряд отмечает основные праздники или праздничные дни по православному христианскому календарю, такие как рождение Христа и распятие на кресте. В этом конкретном праздничном ряду изначально было более 12 праздничных дней.

Куратор музея Кент Рассел сделал такое предположение, потому что отсутствуют самые важные, знаменательные праздники. Более чем вероятно, что эти иконы происходили из очень большого и впечатляющего иконостаса, шириной около 18 икон и высотой 20 футов и более. Цель музеев — найти и собрать недостающие иконы, чтобы завершить ряд.

«Ни один иконостас не обходится без этого ряда икон, посвященных главным праздникам литургического календаря», — сказал Рассел.Теперь у нас есть 12 таких праздничных изображений, а это значит, что у нас есть важная часть всего иконостаса из одного из лучших периодов иконописи в России, 17 века. К концу 17 века стили русской иконописи меняются, на них все больше влияют европейские стили, и они становятся менее русскими. Некоторые люди называют этот более ранний стиль стилем старообрядцев, но так называемые старообрядцы отделяются как группа от основной русской православной церкви и до сих пор продолжают практиковать старые молитвы старыми способами и писать иконы. в старом стиле, предшествующем церковным реформам Петра Великого конца 1600-х годов.

Рассел назвал иконы очень редкими и очень ценными. Они красиво расписаны в провинциальном стиле, связанном с Псковской областью. Очень необычно найти где-либо 12 совпадающих значков, и на самом деле этот набор в значительной степени является тем, что было доступно на мировом рынке, насколько нам известно. Немецкие дилеры Ikonen Galerie под управлением Томаса Моениуса продали их основателю музея Гордону Лэнктону, который передал их музею.

Для постоянной установки фестивального ряда, который будет расположен в верхней южной галерее, был изготовлен специальный деревянный каркас высотой четыре фута и длиной 18 футов.Гассель, ведущий защитник икон в Соединенных Штатах, начал раскрашивать раму в традиционных цветочных и виноградных мотивах 17-го века. Теперь посетители Музея русских икон смогут понаблюдать за работой Гасселя над росписью рамы, что даст уникальную возможность увидеть, как опытный иконописец воссоздает православную традицию 17 века.

Гассель родился и обучался в Москве и уехал из России в 1960-е годы. Он был главным хранителем икон в Институте Грабаря, ведущей программы по сохранению в советское время.Член реставрационной группы Московского государственного художественного института им. В. Сурикова в советское время. Он был членом его археологической исследовательской группы, которая путешествовала в отдаленную сельскую местность для записи, изучения и восстановления старинных икон и фресок, найденных в древних церквях. Он наблюдал, сохранял и работал над аналогичными каркасными устройствами в полевых условиях.

Его сверстники в России считают его одним из ведущих хранителей икон в мире, сказал Рассел о Гасселе. Он работает у нас несколько дней в неделю.

Рассел сказал, что, когда Гассель изучил 12 икон, он сразу подумал о том, как они были бы отображены не в формальных позолоченных рамах, а, скорее, они были бы отображены в пазах, где иконы вставлены в углубления двух деревянных плоскостей. и сядьте в эту простую рамку. В деревенских церквях 17 века рама была окрашена в простые цветочные узоры и приглушенный декор, подходящий для небольших местных церквей. Вот чем он сейчас занимается. Он построил единственное в Соединенных Штатах такое традиционное устройство обрамления и раскрашивает его соответствующими цветами и рисунками, основанными на рисунках середины 1600-х годов, так, чтобы оформление соответствовало датам икон.

Новая реальность, тот же артистизм — CNEWA

  • Крестовоздвиженский собор возвышается над подъездом к Палеху. (фото: Шон Спрэг)
  • Художник Андрей Арапов выбрал фольклор и царскую власть темами для этой лакированной шкатулки. (фото: Шон Спрэг)
  • Студентка занимается своим ремеслом в Палехской художественной академии. (фото: Шон Спрэг)
  • Александр и Маргарита Мамины предпочитают работать над иконами на религиозную тематику, а не над коробками и тарелками из папье-маше со светскими мотивами, на которых настаивали Советы.(фото: Шон Спрэг)
  • Жительница Палеха работает над коробкой из папье-маше. (фото: Шон Спрэг)
  • В музее Палеха хранится икона «Святой Николай», созданная Николаем Чудогварцем в XX веке. (фото: Шон Спраг)

Голубые луковичные купола Крестовоздвиженского собора возвышаются над пшеничными полями по дороге в русскую деревню Палех. На дороге есть выбоины, но путешественники из России и со всего мира по-прежнему добираются до деревни, расположенной примерно в 250 милях к северо-востоку от Москвы.

Их привлекает, как и уже более трех веков, известность художников Палеха, чьи иконы украшают некоторые из важнейших церквей России, в том числе соборы Московского Кремля, Новодевичий монастырь, а также Москва и Троицкий монастырь на Сергий Посад, недалеко от столицы.

Палехцы пишут иконы, а в последнее время — миниатюрные шкатулки более 350 лет. История их ремесла была тесно связана с историей самой России, а их искусство менялось вместе с разрозненными политическими и экономическими ландшафтами, которые Россия знала в современный период.

Расположенный на Золотом кольце, соединяющем древние торговые центры региона, история Палеха началась в 13 веке. Беженцы от татаро-монгольских нашествий сожгли лес у реки и построили новую деревню. Палех означает сожженный.

С самого начала в деревне сформировался особый стиль иконописи — традиция, уходящая корнями в православное наследие России и некогда являвшаяся исключительной провинцией знаменитых монастырей страны. Художники Палеха соединили выразительную простоту новгородских художников XV века с яркими красками, золотыми акцентами и замысловатыми деталями московского Строгоновского училища.

На протяжении веков иконопись в Палехе передавалась по ученичеству от отца к сыну. В 19 веке государство поддерживало художников Палеха, важность которых монархия признала в подтверждении духовных и художественных символов России и в качестве бастиона против вторжения западных влияний.

В 1814 году в Палехе было около 600 художников, столько же, сколько сегодня. Иконы были усеяны деревней, самая известная из которых принадлежала Никите Сафонову, который вместе со своим сыном Михаилом выполнял заказы по всей России.Репутация Палеха выросла так, что к концу XIX века мастера Палеха основали мастерские в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде и Перми.

Однако большевистская революция 1917 года прервала традицию, и большевики запретили иконопись в их попытке избавить Россию от ее религиозного наследия.

Палех адаптирован к времени. Вместо того, чтобы остаться без работы, художники переключились на другие формы самовыражения. Они начали украшать фарфор, стекло, яйца и деревянные игрушки нерелигиозными мотивами.

Самой удачной альтернативой была роспись коробок из папье-маше, покрытых черным лаком. Местному художнику Ивану Голикову приписывают знакомство Палеха с шкатулками, происхождение которых лежит на Дальнем Востоке, но которые приобрели популярность в деревне Федоскино под Москвой.

В 1924 году г-н Голиков основал в Палехе Кооператив древнерусской живописи, производящий шкатулки, написанные им и другими мастерами, в том числе Иваном Вакуовым, Александром Котухиным и Иваном Бакановым.Вскоре после этого женщины начали заниматься тем, что раньше было исключительно мужской профессией. В 1934 году была создана Палехская художественная академия; он продолжает обучать местных ремесленников.

Обучение в академии посвящено украшению шкатулок и пудрениц.

Коробки производит небольшая фабрика в Палехе. Склеенные между собой полоски картона запекаются в духовке, покрываются лаком и полируются вручную.

Ящики передаются художникам. Чаще всего они написаны на черном фоне с яркими цветами и замысловатыми золотыми узорами с использованием техники яичной темперы и стиля живописи, которыми прославились иконы Палеха.Инструменты — тонкие щетки из беличьей шерсти и лупы; клык волка используется для полировки поверхности. Самые ранние сюжеты включали сказки, стихи, сцены из повседневной жизни, тройки (экипажи, запряженные тремя лошадьми) и произведения с политическим посланием.

При советской власти Ленин, народные достижения, космонавты, промышленные рабочие и сельскохозяйственные коллективы чаще всего изображались в традиционном стиле с оттенком социалистического реализма — советского эталона всего искусства.

Образцы экспонируются в Палехском музее. На сегодняшний день деревня сопротивляется массовому производству; реплики остаются запрещенными. Большинство художников в Палехе работают в ящиках с красками, но с распадом Советского Союза в 1991 году многие вернулись к иконам.

Александр и Маргарита Мамины женаты 15 лет, художники и выпускники Палехской художественной академии. Они живут со своими двумя детьми — оба хотят быть художниками — в бревенчатом доме, окруженном огородом.

«В наши дни мы рисуем все, от миниатюр до больших картин в церквях», — сказал г-н Мамин. «В течение многих лет мы работали над небольшими коробками, но теперь мы предпочитаем расписывать иконы, особенно большие для иконостасов».

Палехские художники рисуют больше религиозной живописи, чем раньше, особенно молодые. Старшие художники всегда рисовали коробки; многие не хотят меняться.

«Художники должны найти свои собственные рынки сбыта, что трудно для художников старшего возраста», — сказал г-н.Мамин. «Я работаю над серией из 120 иллюстраций к Библии, но все еще ищу покупателя. У некоторых художников теперь есть веб-сайты для демонстрации своих работ. Нам пришлось адаптироваться к рыночным силам ».

Андрей Петров — председатель Союза художников Палеха. Он сказал, что только 67 из 200 активных художников Палеха, общее население которого составляет около 5000 человек, являются зарегистрированными членами профсоюзов.

Артисты получают право вступать в союз благодаря своим заслугам и регулярным выставкам. Образование в академии часто является первым шагом.

«Я поступил в Палехскую художественную академию в 15 лет и на второй год влюбился в искусство», — сказал г-н Петров. «Это был пятилетний курс, но он был сокращен до четырех лет. Есть два основных предмета: техника и композиция. Мы также изучаем рисунок, анатомию, историю искусства и предметы, преподаваемые в других художественных школах ».

Г-н Петров осторожно развернул почти законченную икону «Радость скорбящих», детализированную и украшенную сусальным золотом. На икону диаметром около 12 дюймов ушло 10 месяцев его времени.«Сейчас я в основном рисую иконы, — сказал он, — хотя и делаю некоторые коробки».

Его жена Валентина тоже художница. Она описала стресс, связанный с написанием икон. «Работать над иконами так же сложно, как и рожать», — сказала она. «После нескольких месяцев работы над иконами нужно на перерыв вернуться к рисованию миниатюрных коробок».

Г-н Петров сказал, что создание иконы — это больше, чем просто изображение святого. По его словам, взаимодействие с духовным измерением было необходимым и «утомительным».Он также предсказал возрождение иконописи с возвращением религиозной свободы в России, не только в Палехе, но и по всей стране.

Многие говорят, что академия пострадала от недофинансирования после распада Советского Союза. Все большее число студентов ищут стажировки в частных мастерских, полагая, что преподавание в академии ухудшилось.

Раньше государство гарантировало своим художникам работу в государственных мастерских, но теперь люди сами должны пробиться в капиталистический мир после того, как покинут школу.

Ирина Ливанова и Вадим Зотов — пара, которой за 60. Оба до сих пор работают художниками, раскрашивая миниатюрные шкатулки. В их тесной квартире стояли банки с вареньем из лесных ягод, которые они собирали в тот день. Они приготовили для посетителей угощение из черного хлеба, сыра, яблок, чая и водки и с нетерпением ждали обсуждения Палеха, прошлого, настоящего и будущего.

«Палехская живопись имеет очень древние корни, но в советское время традиции не уважали.Внезапно появился акцент на индивидуализме. Лишь с 80-х годов прошлого века произошел всплеск понимания народного искусства и коллективного опыта », — сказал он.

«Парадоксально, что люди считают, что они должны развиваться и меняться, чтобы поддерживать народное искусство, но на самом деле они должны сохранять традиции, когда-либо совершенствуясь. В этом суть народного творчества ».

Как и многие другие художники в Палехе, г-н Зотов поддерживает улучшение доступа к рынкам для своих произведений искусства, но он выступает против попыток разработчиков радикально изменить характер и внешний вид деревни, чтобы привлечь больше туристов.

«Недавно в селе прошел семинар с участием художников и российских журналистов, на котором обсуждались проблемы Палеха. Большинство местных художников хотят сохранить деревню такой, какая она есть. Он будет испорчен развитием, гостиницами, туризмом, барами, ночными клубами, новыми дорогами », — сказал он. «Это изменило бы психологию места».

Девелоперы стремятся открыть Палех для туризма. Хотя его художники — очевидная достопримечательность, в остальном предложить особо нечего. В отличие от других городов Золотого кольца, таких как Суздаль, Кострома и Ростов, которые изобилуют историческими и культурными достопримечательностями, физическое очарование Палеха не так очевидно.

Его красота работает в умах, глазах и руках художников, спрятанных в своих квартирах и домах. По общему признанию, Крестовоздвиженский собор с трехэтажным иконостасом, расписанным местными художниками, впечатляет, но остальная часть Палеха — типичная постсоветская деревня. Ветхие пятиэтажки хрущевских времен выглядят под снос.

Академия находится в плохом здании, которое, будь оно на Западе, давно бы заменили.Большое здание советской эпохи, спроектированное как комплекс студий для отдельных художников, стоит незавершенным и заброшенным в течение последних 15 лет, став жертвой перестройки или реструктуризации советской экономики, начавшейся в середине 1980-х годов.

Старые вагонетки с хлебом проносятся через грязные выбоины. Бабушки с полиэтиленовыми пакетами тащатся к уличному рынку, где крестьяне продают червивые яблоки и свежее молоко от собственных коров. Есть несколько очаровательных бревенчатых домиков с богато украшенными окнами, но унылая нищета — это правило.

Несмотря на это, тихий Палех по-прежнему является центром российской символики и искусства. Это не единственная деревня художников в регионе: Федоскино, Мстера и Хули также известны своими самобытными стилями народного искусства.

Но Палех, самый старый и знаменитый, кажется, стоит выше всех. Он пережил века, приспосабливаясь к изменяющимся социальным и политическим условиям.

Известный в 18 веке, Палех был признан олицетворением души России через ее образы и сыграл ключевую роль в возрождении национальной гордости и культурной самобытности.

После 1917 года он приспособился к атеизму советского режима, обратившись к нерелигиозным артефактам и темам.

С падением советской власти художники Палеха возвращаются к иконописи. Они сталкиваются с проблемами в новой России, борющейся с превратностями международных рынков и другими проблемами развития, но их творческий гений остается.

Шон Спраг путешествует по миру за CNEWA WORLD .

Новогодняя и рождественская распродажа старинных русских икон

В предыдущем посте мы писали о последних результатах лондонской продажи Sotheby’s, посвященной старинным русским иконам и дореволюционному русскому искусству.Однако был еще один важный аукцион, о котором мы хотим вам рассказать. На ней под названием «Новогодняя и рождественская распродажа русских икон», которая прошла 25 декабря в Москве, было представлено 90 старинных русских икон 17, -х, — начала 20, -х, веков. Среди ярких экспонатов было много потрясающих работ мастеров Палеха и Мстёры, но на первом месте оказался совершенно уникальный иконостас (см. Фото выше) из известной коллекции Михаила Де Буара (Елизаветина).

Иконостас (начало 19 века)

Созданный в первой половине 19, -го, века, этот красивый складной иконостас с изображением Благовещения и избранных святых представляет собой прекрасный образец религиозного иконостаса Палеха.Она ушла с молотка за рекордные 52 тысячи долларов, став самым дорогим лотом, проданным на новогодней и рождественской распродаже русских икон.

Нельзя также не упомянуть о трех проданных 25 декабря старинных русских иконах:

1. Коронация Пресвятой Богородицы (конец 18 — начало 19 век)

Эта старинная икона изображает Коронацию Пресвятой Богородицы как Царицы Неба и Земли, предмет христианского искусства, который был особенно популярен в Италии в 13, , — 15, , веках.Что касается русской иконописи, то коронация Девы Марии — довольно редкая сцена, что делает эту икону особенно важной. Он был забит за 5500 долларов.

2. Обретенная среди корней Курская Богоматерь (начало 19 века) Картина №

«Курская Богоматерь, найденная среди корней (Коренная)», написанная в Палехе в первой трети 19, , века, также входит в собрание старинных русских икон М. Де Буара. Этот лот был продан за 5000 долларов.

3. Икона Святого великомученика Георгия (конец 19 века)

Созданная в мастерской Фролова в Москве, эта икона изображает святого великомученика Георгия, убивающего дракона, сцену, которая всегда была одной из самых популярных в России и во всем христианском мире. Он ушел с молотка за 5100 долларов.

Russian Icon желает вам счастливого Нового года и надеется, что все ваши цели и ожидания будут выполнены! Да благословит вас Бог и сохранит вас и вашу семью в безопасности и в добром здравии! Что касается нашей команды, мы продолжим делиться самой интересной информацией и последними новостями о старинных русских иконах для вашего удовольствия!

Фотография предоставлена ​​Аукционным Домом Русская Икона / icon-Аукцион.ru

Русская православная икона Иконостас Антикварная первая

ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Если вас интересует этот значок, пожалуйста, спросите меня перед оплатой, продается ли он по-прежнему (потому что он есть у меня и на других платформах).

Школа православных икон Палеха? -первая половина 18 века.

Русская составная икона со следующими изображениями: * Первый ряд (слева направо): — Рождение Богородицы — Три пророка — Распятие Христа.слева: Богоматерь с Марфой и Марией. справа: апостол Иоанн и сотник Лонгин — Три отца церкви — Погребение Христа *

Второй ряд: тщательно продуманный «Деисус» с Христом Вседержителем (Вседержитель) в середине, в окружении Богородицы (слева) и Иоанна Богослов (справа) и два ангела на заднем плане. Этот «Деисус» окружен (слева и справа) двенадцатью апостолами, святыми и пророками *

Третий ряд: шесть праздничных дней: — рождение Христа — крещение Христа на Иордане — воскресение Христа из гроба — Вознесение Христа — Преображение на горе Фавор — Поручение Христа в храме *
Четвертый ряд: — Посередине Благовещение, по углам — четыре Евангелиста Матфей, ​​Марк, Лука и Иоанн — Слева: Богоматерь Одигитрия — Справа: Богоматерь Владимирская NB, двое святых слева и справа неизвестны.

Очень тонкая роспись.
Эту икону очень сложно сфотографировать, но все фигуры практически целы.

Яичная темпера на дереве

Размеры: 31,5 x 27,5 см На картине практически нет повреждений, только естественные трещины краски.

Картина написана в период начала 18 века.

Живопись высокого Палеха? Стиль отличается совершенством и изысканностью в изображении лиц, фигур, одежды и декора, а также изысканной цветовой гаммой на золотом фоне.

Картина выполнена многослойным нанесением темперных красок: лики святых светятся добротой и спокойствием, молитвенной отрешенностью.

Остальные детали иконы, такие как полихромные складки и декоративные элементы одежды, окрашенные в цвет, также окрашены с такой же степенью точности и четкости.

Несмотря на то, что картина находится в хорошей сохранности, великолепная картина великолепного «школьного» стиля и в хорошем состоянии.

Доставка зарегистрирована.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *